ninazino: (Default)
[personal profile] ninazino
Вчера посмотрела Обыкновенный фашизм Ромма. Какой потрясающий документ двух эпох! Да-да, двух: во-первых, периода зарождения, становления и поражения фашизма в Европе -- в фильме много очень интересной хроники тех лет.

Еще интереснее этот фильм как документ советского времени середины 60-х годов прошлого века. Какой роскошный текст с подтекстом! Какие заметные и важные умолчания! Слово "еврей" там произносится только один раз, и то не в том контекстк, в котором казалось бы... Слово "Холокост" вообще не произнесено ни разу. Зато как красиво отработано, что Гитлер и партия -- близнецы-братья Гитлер говорил о себе: партия -- это я. Да и вообще много таких перекличек и аллюзий, большая солидная фига в кармане советскому строю.

Хорошо, что его на Гуголь выложили (там вверху ссылка -- прямо на весь фильм), очень рекомендую посмотреть.

Date: 2010-05-16 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Фильм занятный - меня им пару аж даже раз кормили в школе - но эффект оказался вовсе не антифашистский (и не антисоветский) - мне стало интересно.

PS: А в 1980 году конечно эти хроники смотрелись еще интереснее - сейчас-то все это и так можно посмотреть - было бы желание да интернет. А вот тогда с этим было куда сложнее.

Date: 2010-05-16 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] fattoad.livejournal.com
у Вас была удивительно прогрессивная школа!

(no subject)

From: [identity profile] svinkina.livejournal.com - Date: 2010-05-16 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fattoad.livejournal.com - Date: 2010-05-16 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-05-17 01:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nick-1.livejournal.com - Date: 2010-05-19 07:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] saccovanzetti.livejournal.com - Date: 2010-05-24 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svinkina.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:46 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-19 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] nick-1.livejournal.com
Хозяйка журнала в точности копирует модель поведения ведущих "Радионяни" 70-х: а давай, с тобой, как Архимед, какой-нибудь закон откроем. То Кочетова выволокет на свет божий в качестве пугалки - уж почти 40 лет, как все отсмеялись над пародией Смирнова, статью-пинок в ЛГ перепечали в 80-е, и теперь в Инете можно найти. Но нет, все равно - ужас-ужас-ужас-ужас, как у Мити в ЖЖ. Давайте с Вами скинемся и пошлем ей в Бостон роман Георгия Тушкана "Черный смерч" - во ужас в кубе будет и пост на километр с 3000 комментов с плачем и скрежетом зубовным, сразу Тёме с Радуловой нос утрет:)).
И вот "новое" божественное откровение - фильм Ромма, оказывается, "фига в кармане". Только это открытие печатно было сделано больше 20 лет назад, а соответствующие разговоры велись примерно со времени появления этого фильма. И в "Google выложили" умиляет не меньше - он на Intv и аналогичных видео-онлайн, не говоря уже о торрентах уж несколько лет как выложен - любой желающий может смотреть, сколько хочет, в чем при наличии стада компьютеров убедиться можно моментально.
А ссылку на то, кто такая Л.Черная, и что она сказала об этом фильме, специально давать не буду - пусть хозяйка журнала сама свое стадо компов запускает или сначала расскажет, кого, как она утверждала в посте-анафеме, Вы все-таки убили - крутил Ваш ЖЖ туда-сюда, так ни фига и не нашел. Собачку, что ли, на Моuntain Bike переехали?:))

Date: 2010-05-16 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-ghandhi.livejournal.com
В те времена слова Холокост ещё не было в обиходе.

Date: 2010-05-16 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Ну не Холокост, ну уничтожение еврейского народа. Вы понимаете, о чем я.

Date: 2010-05-18 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-ghandhi.livejournal.com
Я понимаю. В те поры судьба евреев была интересна одним лишь евреям. Имхо, конечно.

Date: 2010-05-16 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] fattoad.livejournal.com
Да, великий фильм. Часто пересматриваю, хотя и плачу каждый раз. И меня то же,чтои Вас потрясло - и фига, и как достойно сделано.

Date: 2010-05-16 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] svinkina.livejournal.com
Помню, фильм мне очень понравился в моей советской юности - когда не было ни интернета, ни доступа к литературе нормальной...
А вот недавно я его пересмотрела... половину фильма, не весь... произвел впечатление памфлета, поверхностности какой-то. Да, отличная работа с хроникой: я читала воспоминания сценаристки Майи Туровской о том, как они дневали и ночевали в киноархивах. Но вот плакат - и всё тут.
Кроме того, всё чаще задумываюсь о двусмысленности позиции создателей фильма: обрушиться не на своего - на чужого тирана. У меня сейчас амбивалентное отношение к этому. С одной стороны, я всё понимаю про те условия, в которых работал советский художник. Наверно, сама была бы не лучше. С другой стороны, все время лезет аналогия с нынешними всякими прогрессивными общественными деятелями, которые обзывают всякими нехорошими словами Саакашвили, прямо аж до истерики себя взвинчивают, а про своих деспотов - так мягонько-мягонько, вельветовой лапкой. Неприятно это. (Не поймите меня так, что я лично уподобляю Саакашвили Гитлеру.)
В общем, я раздвоена. хрю

Date: 2010-05-16 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] babulka.livejournal.com
Да. Фильм сильно напоминает поделки местного Майкла Мора.
Да и фашистская хроника там это постановочные эпизоды из фильмов Рифеншталь, в основном.

(no subject)

From: [identity profile] svinkina.livejournal.com - Date: 2010-05-16 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babulka.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ninazino.livejournal.com - Date: 2010-05-16 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babulka.livejournal.com - Date: 2010-05-16 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ninazino.livejournal.com - Date: 2010-05-16 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babulka.livejournal.com - Date: 2010-05-16 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svinkina.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:57 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-16 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] fattoad.livejournal.com
Я тоже недавно пересматривала - и мое мнение не изменилось. и меня как раз потрясает, что получился не плакат, не сопли и слезы, а вещь. И на своего тирана он обрушивается с неменьшей силой, имхо. И что это ему в тех условиях удалось - чудо.

(no subject)

From: [identity profile] ninazino.livejournal.com - Date: 2010-05-16 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fattoad.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ninazino.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fattoad.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-17 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Вот кстати - именно это впечатление он и произвел - не столько в плане аллюзий "на Сталина", сколько в плане мелочности и попыток неумело насмехаться над явлением, которое ну уж всяко мелким назвать нельзя (всякие ернические комментарии и т.п.) - на некоторых, по крайней мере, моих одноклассников тоже - помню разговоры.

Date: 2010-05-16 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] svinkina.livejournal.com
То есть для меня сейчас это все же больше "документ советского времени середины 60-х годов", нежели интересное, глубокое исследование фашизма.

Date: 2010-05-16 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Ну да. Это и о своей тирании, как ее стали понимать к середине 60-х.

Date: 2010-05-16 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] svinkina.livejournal.com
"Это и о своей тирании, как ее стали понимать к середине 60-х."

Я иное имела в виду. Документ не столько о своей тирании, сколько о несвободе советского художника:))))

(no subject)

From: [identity profile] ninazino.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fattoad.livejournal.com - Date: 2010-05-16 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svinkina.livejournal.com - Date: 2010-05-17 08:46 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-16 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Говорят, Суслов (главный по идеологии в КПСС), посмотрев фильм, спросил Ромма: "За что Вы нас так не любите?"

Date: 2010-05-16 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Не дурак Суслов-то, стало быть :))

Date: 2010-05-19 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] nick-1.livejournal.com
Вот именно, что как бы к нему ни относиться, дураком он, все-таки не был. Поэтому, эти "слова Суслова" - чистой воды байка, если бы он действительно так сказал, то фильм лег бы на полку примерно до 1987, как это случилось с романом Гроссмана. Но, как известно, имело место обратное. А в реальности Суслов, наверняка, сказал стандартные безликие характеристические фразы, что "это недораскрыто", то "недопоказано", а еще что-нибудь "недоправильно недопонято". Но лиц с психологией героев великого австрийского писателя (имя и книгу политкоррректно опускаем) в этом убедить почти невозможно, им нужен демон вместо партбюрократа - тогда фига в кармане будет более увесистой:)

Date: 2010-05-16 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Слово Голокост появилось в употреблении в узких еврейских кругах в начале 70-х. Расстрелы евреев тогда назывались расстрелами мирных жителей. Фильм я смотрела как только он вышел, тогда никакой фиги в кармане в фильме не воспринималось. Параллели между коммунистами и фашистами (очень осторожно) проводили только самые отпетые диссиденты, а Октябрьская революция была ещё святой и непорочной, на неё никто не смел замахиваться. Надо будет пересмотреть, как это нынче выглядит.

Date: 2010-05-16 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Сейчас параллели кажутся очень выпуклыми :))

Date: 2010-05-16 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] fattoad.livejournal.com
Моя мама оказалась неожиданно втянута в диссидентские круги, потому что руководитель ее группы был двоюродным братом (кажется, меня поправляли, но опять забыла) Александра Лавута. Эдуард Лавут говорил ей, что Сталин - это тот же Гитлер. И как пример порекомендовал посмотреть Обыкновенный фашизм. И она увидела параллели.

Date: 2010-05-16 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeha.livejournal.com
Значит, я не заметила ввиду своей наивности, хотя самиздат читала. Фильм я смотрела тогда с интересом, мне было лет 20, но я не помню, чтобы я его пересматривала. Где-то в это время в диссидентских кругах появилось выражение "Я - антикоммунист и горжусь этим, как гордится человек тем, что он антифашист."

Date: 2010-05-16 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Про памятник двух эпох - очень точно. И второй, на мой вкус, в большей степени, чем первой.

Date: 2010-05-16 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com
а вы Шолохова Тихий Дон пересматривали? Там такая фигища, я обалдела (с сегодняшней колокольни)
а это пересмотрю обязательно!

Date: 2010-05-16 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Я тоже смотрел в школе (что и неудивительно), но тогда совершенно никакого подтекста не заметил. Впрочем, мысль о сходстве Гитлера и Сталина в общественное сознание тогда еше не проникла, да и озвучить ее было невозможно.

Впечатление было огромное. Некоторые куски до сих пор помню.
Page generated Jan. 12th, 2026 03:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios