ninazino: (Default)
[personal profile] ninazino
Вот в этом ролике Веник повторяет, что электронное голосование в Эстонии не тайное.

Конечно, электронное голосование удобно. И какие-то люди готовы пожертвовать тайностью голосования ради удобства.

Просто надо людям объяснить, что голосуя на своем компе, планшете или телефоне, ты официально соглашаешься с тем, что то, как ты проголосуешь, не будет тайной.

Да, и это тоже может быть выбором: тайно и бумажно или не тайно и электронно.

Date: 2023-03-12 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
вообще-то можно голосовать и тайно и электронно, теоретически математические алгоритмы это позволяют сделать.

Date: 2023-03-12 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Я не вижу, как. То есть, если вы верите разработчикам, то да. Если не верите, то нет.

Я не вижу механизма, который бы предотвращал махинации со стороны разработчиков, кроме одного: гласность.

Date: 2023-03-12 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] ahilaes.livejournal.com
Да, это полностью вопрос доверия.
Государство клянется, что голоса обезличиваются системой. В итоге получается как-то слишком для государства удобно: я не могу установить соответствие одного из голосов у кандидатов своему отданному голосу, поскольку — ну тайное же голосование. А вот то, что и государство не может этого сделать — зависит исключительно от порядочеости действуюзей власти.

А что там Веник говорит, мне сейчас не посмотреть. Вечером гляну.
Edited Date: 2023-03-12 11:09 am (UTC)

Date: 2023-03-12 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
в принципе есть возможность даже при взаимном недоверии устроить голосование так, чтобы нельзя было узнать, как ты лично голосуешь, но при этом каждый из голосовавших мог бы проверить, как учтен его голос.
проблема исключительно в том, что при голосовании не выложены были все ключи, чтобы можно было проверить.
А из того, что выложено было видно, что с голосованием творятся странности с аномальным числом повторных голосований.
Вероятно авторы оставили какую-то возможность мухлевать, это самое разумное объяснение того, что в было в Москве на голосовании.
Edited Date: 2023-03-12 11:30 am (UTC)

Date: 2023-03-12 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Вероятно авторы оставили какую-то возможность мухлевать

В этом-то все и дело. Теоретически можно допустить, что разрабатывают одни, а эксплуатируют систему другие. Но и это — вопрос доверия.

Date: 2023-03-12 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
если бы они дали бы все ключи, то их можно было бы проверять.
В том и дело, фактически они сами себя выдали тем, что не выложили все ключи.
Если исходить из того, что алгоритм сделан для того, чтобы можно голосовать, когда все стороны друг-другу не доверяют и имеют возможность проверить.
И отсутствие возможности все проверить говорит нам о том, что таки результаты сфальсифицировали.

Date: 2023-03-12 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ahilaes.livejournal.com
А, ну Веник насчет "не тайного" электронного голосования в Эстонии просто врет.

7. Как обеспечивается тайность электронного голосования?

Приложение избирателя засекречивает (шифрует) голос избирателя посредством открытого ключа таким образом, что при передаче голоса невозможно выяснить, за кого голосует избиратель. Перед подсчетом голосов система электронного голосования отделяет личные данные избирателя от электронных голосов. Голоса можно открыть только с помощью тайного ключа, доступ к которому распределен между членами Республиканской избирательной комиссии. Для того, чтобы открыть голоса, на месте должно быть более половины членов Республиканской избирательной комиссии.
(https://www.valimised.ee/ru/elektronnoe-golosovanie/informaciya-ob-e-golosovanii/voprosy-o-nadezhnosti-elektronnogo)

Date: 2023-03-12 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-03-12 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Нина, мне кажется, не должно быть выбора между "тайно" и "не тайно". В этом случае человек, выбравший "тайно", сильно подставляется: ага. Тебе есть что скрывать, тихушник? Значит, ты против нас голосуешь.
Что обнуляет сам принцип тайного голосования.
В советских выборах, которые тщательно имитировали реальные, одно время было так, что урна стояла открыто, вне кабины. Кто хочет чего вписать-вычернуть, заходит в кабину. Ну, а кто не хочет — кладет бюллетень прямо так.
Потом это поменяли — урны остались только в кабинах. Для обеспечения тайны голосования полностью.

Date: 2023-03-12 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Да, этот аспект даже не пришел мне в голову.

Да, конечно: хочешь тайно, значит, враг. О боже, как я удалилась от этого всего, сама удивляюсь.

Profile

ninazino: (Default)
ninazino

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
456 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 08:12 am
Powered by Dreamwidth Studios